Фрагмент для ознакомления
2
производство, для устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений
В рамках их компетенции применять оружие, боевую технику, специальные средства при нарушении режима Государственной границы.
В рамках деятельности ФСБ России существуют пограничные представители, отвечающие за определенные участки Государственной границы РФ, соответственно международным договорам. Основное назначение этих представителей заключено в реализации контроля за соблюдением режима Государственной границы и принятии мер для недопущения нарушений порядков содержания пересечения лицами, транспортными средствами, перемещения грузов и т.д.
Пограничные представители имеют право разработки и осуществления мер по предупреждению и урегулированию пограничных инцидентов, а также реализации с их стороны или совместно с пограничными представителями различных расследований пограничных инцидентов.
Так, охрана государственной границы в воздушном пространстве реализуется войсками противовоздушной обороны. Они имеют право, при необходимости, привлекать силы и средства и других видов Вооруженных Сил и государственных органов для выяснения обстановки.
В подводном пространстве задачи охраны Госграницы возложены на военно-морской флот. В определенных законодательством случаях, для охраны Государственной границы реализуется привлечение федеральных органов внешней разведки внутренних войск МВД России и других войск и военных формирований.
Закон РФ от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации», предусматривает возможность граждан участвовать на добровольной основе в охране Госграницы. Они осуществляют эту деятельность в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, либо в составе добровольных народных дружин, как внештатные сотрудники пограничных органов. В порядке обусловленном правовыми нормами, их задачи и полномочия определяются нормативно-правовым актом Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 №339
«О порядке привлечения граждан к охране Государственной границы РФ». Все государственные органы местного самоуправления, включенные в защиту и охрану государственной границы, также опираются на Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 N 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации».
2.2. Специфика пограничной деятельности в районах Крайнего Севера
Деятельность сотрудников подразделений пограничных органов, в первую очередь несёт групповой коллективный характер, который обусловлен совместными действиями и межличностным взаимодействием в интересах реализации этой деятельности в современных условиях и особой психологической обстановке .
Кратко характеризуя теоретический компонент и проблемы исследования совместной деятельности пограничников, в качестве отличительных признаков в данной профессиональной области можно выделить следующие характеристики. Обозначенной совместной деятельности присущи:
- единая цель для всех участников, которая предполагает предвосхищение результата совместной деятельности, который отвечает интересам всех и способствует реализации потребностей каждого участника, включенного в эту деятельность;
- общая мотивация к осуществлению деятельности;
- объединение, совмещение и сочетание индивидуальных деятельностей действующих индивидов;
- разделение процесса деятельности, общего для всех на отдельные функциональные компоненты и связанные операции, которые распределены между участниками , исходя из особенностей целей, наличествующих средств и необходимых условий для достижения цели этой деятельности, от состава и уровня квалификации субъектов исполнения данной деятельности;
- скоординированность отдельных деятельностей участников в рамках общей совместной деятельности;
- необходимость управления индивидуальными деятельностями, и, как следствие – наличие органов организации, наличие руководства, которое может быть воплощено в лице одного участника, обладающего особыми полномочиями, либо представлено как распределение ответственности между участниками совместной деятельности;
- наличие для участников деятельности общего конечного результата;
- существование в едином пространстве и в рамках одновременной реализации деятельностей, которые создают возможность личного, непосредственного контакта друг с другом, в том числе интеракции как обмена действиями, коммуникации как обмена информацией и взаимодействия. Исходя из того, что кооперация предполагает единую цель для участников, которые включены в деятельность, она является необходимым признаком в характеристике рассматриваемого вида деятельности. Кроме того, важно отметить, что цель здесь является идеальным или представляемым результатом деятельности, как то, что должно быть получено в итоге.
В таком формате она выполняет роль регулятора деятельности .
Цель формируется на основе мотивов деятельности, которые и являются движущим механизмом участников совместной деятельности. Помимо индивидуальных мотивов, участники рассматриваемого специфического вида деятельности, должны иметь побуждения к совместной работе. Здесь необходимо формирование общей мотивации, которая позволяет достигать общей цели, которая находится над индивидуальными целями, а также, общих задач, которые значимы для социально-профессиональной группы. Здесь единая цель и общая мотивация и обеспечивают исходные условия для формирования из отдельных участников определенной общности, так называемого коллективного субъекта.
В итоге, совместная деятельность требует строгой, согласованной скоординированной деятельности, распределения взаимосвязанных действий, обязанностей. Отсутствие стихийности и согласование достигается только посредством управления, которое имеет весьма значимую роль в описываемой деятельности пограничной службы. Кроме того, весьма важным условием для организации совместной деятельности является ее одновременное выполнение разных индивидуальных деятельностей разными людьми в рамках единого пространства .
Так, в профессиональной деятельности сотрудников подразделений пограничных органов встречаются все вышеперечисленные признаки, которые характеризуют их профессиональную деятельность как совместную. Несмотря на то, что количественный состав отделений пограничной службы разнится, и каждое отделение пограничной службы имеет свою специфику региональных, политических, экономических, общественных условий и взаимоотношений с разными государствами. Тем не менее, участники совместной деятельности в рамках пограничных отделений, объединены общей социальной деятельностью, выполняют единую, конкретную задачу, которая заключается в охране определенного участка государственной границы, они находятся в непосредственном общении, что способствует становлению и формированию эмоциональных взаимоотношений, коммуникации, выработке групповых норм, развитию групповых процессов. Таким образом, служебный коллектив определённого конкретно взятого пограничного отделения Крайнего Севера, будет являться малой социальной группой.
Деятельность сотрудников подразделений по охране государственной границы предполагает существование общей цели, которая заключается в выявлении признаков нарушений и недопущении нарушений государственной границы, помимо этого сотрудники объединены общей социальной деятельностью и выполняют ряд совместных задач, которые определены законодательством:
- задачи охраны и защиты Государственной границы РФ с целью недопущения противоправных изменений ее прохождения и обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режимов в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
- выявление и задержание перемещаемых грузов, товаров, животных, которые запрещены к ввозу в РФ или вывозу из Российской Федерации;
- определение и задержание иностранных граждан, а также лиц без гражданства, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию;
- выявление, определение, предупреждение и пресечение преступлений и различного рода административных правонарушений в сфере режима границы и режимов в пунктах пропуска .
Сотрудники имеют перед собой единую для всего состава подразделения цель и общие задачи, осуществляемые через конкретные профессиональные действия: посредством пропуска транспортных средств и лиц через государственную границу, ведения наблюдения в конкретном секторе, поиска, задержания нарушителей, недопущения прохождения
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40 — ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О федеральной службе безопасности» Редакция от 18.06.2017(с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // http://www.consultant.ru/document
2. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)// http://www.consultant.ru/document
3. Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 16.10.2017) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»// http://www.consultant.ru/document
4. Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (ред. от 11.07.1991, с изм. от 01.12.2015) «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» // http://www.consultant.ru/document
5. Авдеев Е.С. Влияние психологической совместимости на эффективность совместной деятельности сотрудников, входящих в состав пограничного наряда: Дис. … канд. психол. наук. — М., 2009. — 164 с.
6. Аванесов Т.Социальная защита сотрудников и ветеранов МВД: механизмы и пути ее оптимизации (социологический анализ)// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. -М. -2000. -23С.
7. Белицкая И.Я «Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: Учебное пособие». – М.: КОНТРАКТ, 2014
8. Бударгин О.М. Социальная защита населения в социальной политике на Крайнем Севере / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М. - 2003. -169 с.
9. Волгин Н.А., Алексеев Ю.П. Российский Север: проблемы социального развития. М.; Издательский дом «Дашков и К» - 2004. - 896С.
10. Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России: учебное пособие. Ч. 1. — М., 2001. — 255 с.
11. Дробот О.В. Правовое регулирование льгот, предоставляемых членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Воен. ун-т. 2003. - 178С.
12. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. – Дисс… доктора психол. наук — М., 1999–162 с.
13. Катунин А.П. Теоретический анализ специфики совместной деятельности сотрудников пограничных органов /«Молодой учёный» . № 3 (107) . Февраль, 2016 г. – С.1006-1009
14. Калинин О.В. Корнейчук Л.B. Льготы военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях и членам их семей // Гражданская защита. 1997. - №3. - С.42-46.
15. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. - 1981. Т. 2, № 5. — 3–22 с.
16. Певень Л., Шишканов А. Социальная защита военнослужащих у критической черты // «Правозащитник». - 2002. - №4. - С.42-47.
17. Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века. // Социологические исследования. 2003. - № 12. - С.50-58.
18. Трутнев В.В. Социальная защита военнослужащих пограничной службы ФСБ РФ(на примере районов Крайнего Севера н местностей, приравненных к ним). – Автореф.дис.канд.социол.наук, М., 2006/Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-zaschita-voennosluzhaschih-pogranichnoy-sluzhby-fsb-rf#ixzz598pb90vY
19. Тикеев И.У. Приоритеты социальной защиты населения с учетом особенностей территорий. М. - 2003. - 123С.
20. Тихомиров А.В. Офицерские собрания русской армии: исторический опыт и уроки культурной деятельности./ Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., - 2001 - 176С.
21. Фаличев О. Гарантии без права // Военно-промышленный курьер. — 2004. №28. — С.43-45.
22. Шкаратан О.И. Декларируемая и реальная социальная политика / Мир России. 2001. - №2.- С.3-42.
23. Шуринова В.В. Социальная защита военнослужащих в условиях трансформирующегося общества / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М. - 2001. - 169С.
24. Ядов В.А. Ценностные ориентации / Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Отв. Ред. В.А. Ядов. Л.: Наука. - 1979. – 88 С.